Тема встречи.
Маркетинговые исследования силами отдела маркетинга.
Вопросы для обсуждения.
— Задачи маркетинга в компании и исследовательские задачи.
— Этапы при организации исследования.
— Отчеты и использование результатов.
О прошедшей встрече Клуба петербургских маркетологов.
21 августа, прошла очередная открытая встреча Клуба петербургских маркетологов. В этот раз мы собрались, чтобы обсудить маркетинговые исследования, которые проводятся силами самой компании.
Маркетинговым исследованиям посвящено немало «толстых» учебников, поэтому было интересно прежде всего обменяться мнениями о том, как компании относятся к проведению самостоятельных исследований и обсудить наиболее острые вопросы которые при этом возникают. Впрочем, что бы хоть как-то ограничить тему, было принято решение, что в рамках этой встречи мы говорим только об исследовании внешней среды бизнеса.
Задача маркетингового исследования, снизить риск управленческого решения, путем уменьшения неопределенности, поэтому, практически любые действия направленные на получение информации, можно отнести к маркетинговым исследованиям.
В качестве примера можно привести, пожалуй, самое простое исследование, которое проводят практически все компании – ценовой мониторинг. Впрочем, сразу же были приведены и основные проблемы, с которыми сталкивается маркетолог при обработке результатов и подготовке отчета. Во-первых, если данные необходимы для прогнозирования ценовой ситуации на рынке, то необходимо обеспечить сопоставимость результатов и определенную регулярность. Во-вторых, для сравнения данных по различным участникам рынка надо, что бы данные были приведены к единому формату, то есть цена должна быть приведена к одной единице измерения.
Даже этот простой пример, показывает, что зачастую провести маркетинговое исследование и получить «сырые» данные несложно. Гораздо сложнее их правильно обработать и получить отчет в необходимой форме.
В качестве «разминки» участники встречи обменялись мнениями, какие проблемы решаются чаще силами компании и в каких случаях целесообразнее обратиться в исследовательскую компанию.
Как показал «мини-опрос» чаще всего силами компании получают информацию о ценовой ситуации на рынке и исследуют конкурентов, а проще – ведут клиентское досье. Кроме того, часто проводятся опросы потребителей при участии в выставках.
В общем случае возможно проведение самостоятельных исследований в сфере B-to-B, в то время, как для исследований на рынке ТНП, при необходимости построения значительных выборок, целесообразнее обратиться к исследовательской компании.
Одной из проблем, которая вызывает недоверие к результатам, полученным исследовательской компанией, называлось недоверии к ее знаниям в предметной области исследований.
Несмотря на то, что встреча была посвящена самостоятельным исследованиям, получилась достаточно интересная дискуссия, посвященная работе с исследовательскими компаниями.
Так же на встрече была поднята проблема «заказных отчетов», когда отчеты для руководства компании готовятся исходя из тех результатов, которые желательно в этих отчетах показать, например, о результатах проведенной рекламной кампании. При этом эта проблема встречается и при работе с исследовательскими компаниями, и при исследованиях проводимых отделом.
Обсуждение, как обычно, носило практическую направленность и надеюсь, участники, которые задавали вопросы, по ходу обсуждения получили на них ответы. Вопросы можно задать и на нашем форуме на сайте клуба.
Благодарим участников встречи за активное обсуждение.