Юридические вопросы в практике маркетолога

Тема встречи.
Юридические вопросы в практике маркетолога.

Вопросы для обсуждения.
•    Проблемы юридической поддержки в практике маркетолога.
•    Необходимая юридическая поддержка и как ее получить.
•    Поиск и источники юридической информации.

О прошедшей встрече Клуба петербургских маркетологов.

Состоялась очередная открытая встреча Клуба петербургских маркетологов, посвященная юридическим вопросам в практике маркетолога. Участники встречи обсудили наиболее актуальные для маркетологов вопросы юридической поддержки.
Если работа в отделе маркетинга идет активно, то перед маркетологом встают вопросы правовой поддержки деятельности отдела.
Основными блоками юридических вопросов, с которыми маркетолог сталкивается в своей профессиональной деятельности, являются следующие:
— Договорные отношения.
— Авторское право.
— Рекламное законодательство
— Патентное право.

Договорные отношения.

В работе руководителя отдела договорные отношения являются обычной работой. Ведь очень часто отдел маркетинга выступает заказчиком при выполнении различных работ, скажем, при печати буклета или заказе маркетингового исследования. А значит, выступает одной из сторон договорных отношений. Соответственно при заключении договоров необходимо участие юриста, что бы учесть нюансы, которые могут возникнуть при его выполнении сторонами. Правда, как отмечалось на встрече, пока не возникли сложности к юристам часто не обращаются, надеясь на авось. Правда это чаще относиться к небольшим компаниям, в штате которых нет юриста или договора на обслуживание.
Отмечалась и другая крайность, когда в крупных компаниях, что бы подписать договор нужно получить не одну согласующую подпись. Но это уже скорее относиться к организации бизнес-процессов в компании.

Авторское право.

С вопросами авторского права мы так или иначе сталкиваемся, поскольку любая рекламная полиграфия является произведением, на которое распространяется авторское право. Хотя стоит отметить, что существующий в нашем обществе правовой нигилизм в отношении авторских прав распространяется и на маркетологов, в задачи которых входит создание рекламных материалов. Мало кто задумывается, что сканируя картинку с журнала для своего каталога он нарушает чьи-то права. Эта тема вызвала, пожалуй наибольший интерес, поскольку было достаточно много практических вопросов по взаимоотношениям компании как заказчика и дизайнеров являющихся авторами рекламной продукции. Впрочем как отмечали юристы, присутствовавшие на встрече, многие вопросы решаются через договорные отношения и это еще одна причина по которой договорным отношениям следует уделять самое пристальное внимание.
Отдельная тема для обсуждения – авторские права в интернете, но она настолько широка, что ее решили на этой встрече не обсуждать.

Рекламное законодательство.

Рекламное законодательство существует, но многие ли из тех, кто размещает рекламу, хорошо его знают. Разрабатывая рекламу «на грани фола» можно заведомо поставить себя под удар. Другое дело, что пока на это не обращают много внимания, надеясь, что «пронесет». Кстати как отмечалось, не исключено, что поиск нарушений закона рекламе конкурентом может стать одним из способов конкурентной борьбы. Пока же участники обсуждения практически не сталкивалось с проблемами в этой области, на своем опыте. Поэтому именно эта тема практически не обсуждалась. Впрочем, никто не отрицал и необходимости знания рекламного законодательства.

Патентное право.

Естественно в компетенции отдела маркетинга и работа с товарными знаками и наименованиями. Правда здесь все-таки принято обращаться к профессиональным юристам, работающим в этой области. Поэтому возникающие вопросы решаются в порядке консультаций. Здесь скорее не хватает общих знаний по порядку регистрации, причинам отказа и т.п. Участниками было задано несколько вопросов. которые носили частный характер, не смотря на то, что в рамках встречи получить детальные ответы невозможно общие комментарии по этим вопросам были интересны большинству собравшихся. По поводу возможности регистрации товарных знаков без привлечения консультантов, мнение было таково, что каждый должен заниматься своим делом это будет и эффективнее и в конечном счете дешевле, поскольку убережет от дорогостоящих ошибок в дальнейшем.

Как показала встреча тема юридической поддержки маркетологов актуальна, но наиболее интересно рассмотреть вопросы, которые имеют прикладное значение.